Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
03:31 

"Мартин: заметки на игровом поле" (anna_y)

*Femme Fatale*
"Я стар. Я очень стар. Я просто суперстар!" (с)
1. За Мартина я бралась трижды, причем дважды не одна – и все разы ничем существенным оно не кончалось. Первый раз, сколько помню, еще до Толкиена, не говоря уж о Роулинг. С Толкиеном было все-таки проще. Он, Толкиен, есть такой великолепный сгусток мистики, поэзии и твердого знания, Как Надо Правильно. Еще бы с ним не было легче, чем с Мартином, который, если уж так начистоту, тоже твердо знает, Как Надо Правильно, но еще не менее твердо знает, что Истинное Правильное в нашей простой сложной жизни складывается из многих более-менее (причем значительно чаще более, чем менее) неправильных поступков. Не то чтобы Толкиен этого не знал, ибо рек его Эру: и что бы вы, дети мои, ни накосячили, а будет по-моему. У Мартина никто такого не речет, впрямую, во всяком случае. И вообще Мартин скорее сожрет собственную рукопись, чем признается, что знает, Как Надо Правильно. Он вечно делает такое лицо, словно бы его, автора, точки зрения в тексте нет, а если вдруг что и промелькнет, то можно совершенно свободно ее всерьез не принимать. Но это, разумеется, просто игра у него такая. Пространство текста Мартина замешано на простодушно сформулированном Толкиеном изречении Эру как на дрожжах. Что нисколько не отменяет ни неправоту того или иного персонажа, ни – само собою – расплату оных персонажей за допущенную ими неправоту. И будьте уверены, подыгрывать, в отличие от Толкиена, даже очень любимому персонажу Мартин не будет.

Страшный человек. Именно к таким я по жизни питаю сердечную склонность.

С Роулинг тоже было как-то проще. Наверное, не совсем справедливо будет говорить, что мир Роулинг проще мира Мартина в той же степени, в какой школа и подростковая картина мира проще взрослой реальности и взрослой картины мира. Но где-то тут, где-то близко. Не из-за ограниченности Роулинг, но потому, что она сама так решила, выстроив пространство саги как лабиринт с разложенными ключиками, более или менее заметными, но всегда – разложенными где-то в зоне досягаемости. Загадки в ГП принципиально поддаются разгадке, ибо так задумано автором: человек имеет право получить ответы на свои вопросы. Я же говорю – подростковая картина мира. По мере взросления с некоторой горечью узнаешь, что вселенная на твои вопросы отвечать вовсе не обязана. Потом, со временем, оказывается, что ответы тебе все-таки дадут, но не на те вопросы, которые ты по молодости ставишь, а на гораздо более тебе необходимые. Но это уже другая, совсем не роулинговская история.

Накидав совершенно сознательно загадок выше дымовых труб, Мартин принципиально не считает нужным давать подсказки. Его лабиринт – это Типо Настоящая История, а настоящая история штука, конечно, по-настоящему увлекательная, но она еще и грязная, кровавая, нисколько не похожа на кино и ужасно, то есть ужасно травмирует инфантилов всех возрастов. По печально-забавному опыту общения с ГП-фэндомом я хорошо знаю, как травмировало слабый на взрослость народ то обстоятельство, что Дамблдор человек хороший, но не идеальный. А раз не идеальный, вывели они с убийственно подростковой логикой, значит, плохой, а раз при этом еще пытается действовать, значит, ацтой хуже некуда. Более того, раз Волдеморт имеет какие-то человеческие качества, значит, он не плохой, а раз он не плохой, значит, хороший.

И это не пациенты психушки, это просто люди, которые совершенно искренне не понимают, как устроена реальность. «Пармскую обитель» читали бы, что ли. «…в минуты досуга душа его с восторгом впивала впечатления от романических обстоятельств, которые его фантазия услужливо находила для него. Он еще совсем не умел терпеливо разбираться в подлинных особенностях жизненных явлений и разгадывать таким образом их причины. Действительность еще казалась ему низменной и грязной. Я понимаю, что не всякий любит приглядываться к действительности, но тогда не надо и рассуждать о ней. И в особенности не следует спорить с нею, черпая аргументы в своем невежестве».

Страшно подумать, что может сделать со слабым на взрослость содержимым черепной коробки мартиновская песня пламенного льда. Если учесть, что у него вообще все неправы. Всегда. По определению. Невозможно быть правым абсолютно, всегда кого-нибудь этим заденешь, так уж все в мире сплетено. В мире Роулинг поступить почти абсолютно правильно все-таки почти возможно, поэтому с ней и проще, чем с Мартином. С другой стороны, бедолаги-герои Мартина проливают в поисках правильного решения столько кровавого пота и невидимых, а также видимых миру слез, что начинаешь понимать один из больших и неоднозначных секретов взрослой жизни: там, Наверху, нас будут судить не только и не столько по результату наших усилий, но скорее по тому, сколько крови, пота и слез мы пролили, пытаясь взмахнуть мечом в правильном направлении. А за неправильные взмахи отмщение воздавать будем не мы, но опять же там, Наверху. И ни за то, ни за другое расплата никого из нас не минует.

Короче. Девять лет я ходила вокруг и около и совершенно не имею уверенности, что нынешняя, четвертая попытка подхода к теме будет более-менее достойной и тем более дойдет до завершения. Но, во-первых, кто сказал, что браться надо только за посильные дела?

А во-вторых, как говорил тот петух, гоняясь за курицей, не догоню, так хоть согреюсь. ... Автор - anna_y

anna-y.livejournal.com/711111.html#cutid1
anna-y.livejournal.com/tag/%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D... - здесь собраны ВСЕ заметки на мартиновских полях данного автора

@темы: пища для размышлений, Игры престолов

URL
Комментарии
2011-11-27 в 23:34 

J.Ch.Fenix
"Don't let the Muggles get you down."(c)
объедение! :kiss::white:

2011-11-27 в 23:50 

*Femme Fatale*
"Я стар. Я очень стар. Я просто суперстар!" (с)
J.Ch.Fenix, о, да! :hash2:
Покамест осилила только вводную статью, ибо
А. хочу сначала книги прикончить
Б. собственным скудным умом попытаться престолы переварить :drug:

URL
   

Логово Дракона

главная